Как добиться успеха в работе со сложными клиентами?

Я могу с уверенностью сказать, что наибольшее удовольствие мы получаем, искренне радуясь за положительные изменения в самочувствии и жизни клиента, особенно если это стоило нам немалых усилий. Мы даже можем считать, что наш труд недостаточно оплачивается, мы перерабатываем, а нас недооценивают. Но в моменты успеха мы ощущаем себя гениями и испытываем гордость.

Ранее я описал популярные виды трудных клиентов:

Клиенты, вызывающие особенные сложности

Меня задержали на работе…

Если клиент говорит, что хочет убить себя

Что вы обо мне думаете?

У меня нет никакого прогресса, но я продолжу психотерапию

Болтуны и молчуны

У меня нет никакой зависимости!

Я бы не хотел тревожить вас в нерабочее время

Стараясь помочь таким клиентам, мы можем годами терпеть, обращаться за помощью к коллегам и участвовать в конференциях, читать литературу и получать дополнительное образование, наконец, перенаправлять их к другим специалистам. Прогресс редко сопровождается прорывами и озарением, а чаще бывает весьма болезненным.

Одна из причин выбора профессии психотерапевта многими из нас — желание быть нужным и необходимым для других людей. И не стоит винить клиента за такие же особенности (сильная потребность в чём-либо, зависимость, беспомощность). Но они ожидают нашей помощи для избавления от этого. Они могут быть чересчур требовательными к нам и даже вторгаться в нашу личную жизнь. Мы должны понимать, что наше внимание для таких людей почти равнозначно любви.

Основная идея для работы с подобными клиентами: разберитесь, действительно ли это проблема только клиента или всё-таки ваша. Часто именно нетерпение специалиста и чрезмерный контроль создают избыточное напряжение в отношениях и конфликт.

И ещё несколько мыслей:

 1. Какой смысл в сопротивлении клиента? Может, его раздражительность и манипулятивность — это привычный и понятный способ преодоления жизненных невзгод. А ваше огорчение и смятение — подтверждение тому, что таким образом клиент получает желаемое и во взаимодействии с вами.

 2. Не стремитесь исправить неисправимое. Примите свои ограничения и разделите с клиентом ответственность за результат терапии.

 3. Нормально, если клиент придерживается каких-то своих правил. Не стоит симметрично отвечать на его негативные переживания. Будьте заботливы и эмпатичны, в то же время показывая клиенту границы, которые он не должен нарушать.

 4. Развивайте гибкость и творческие способности. Люди настойчиво требуют от нас чего-то нового, потому что старое не помогло.

 5. Интерес к другим культурам помогает освещать слепые пятна и преодолевать предубеждения, связанные с непривычным или неприятным для нас поведением клиента.

 6. Позвольте клиенту быть таким, какой он есть, если пока ничего не срабатывает. Всё-таки это его личное дело, какой стиль жизни выбирать. Клиент начнёт сразу же меняться, как только решится. Наша цель — поддержать его в подготовке к переменам. Но за скорость и темп этой подготовки отвечает он сам.

Опытные специалисты для решения трудных случаев отмечают важность не столько теоретической и практической подготовки, сколько уровень и глубину эмпатии, которая создаёт «реляционное пространство» для взаимного развития. А также проблема заключается не только в том, что мы делаем или не делаем, но и как преодолеваем свою собственную тревогу и чувство некомпетентности между встречами с клиентом.

Вероятно, самая главная наша цель — это развитие сострадания к самому себе против суровой критичности, особенно в работе с клиентами, которые обесценивают наше усердие. Поведение таких клиентов делает нашу жизнь труднее, но интереснее и созидательнее. Основная миссия для недопущения скуки и выгорания, для минимизации негативных последствий — делать лишь то, что в наших силах — не больше, но и не меньше.